Мы работаем:

Ежедневно : 10:00-20:00

Наши телефоны:

+7-917-366-54-44

WhatsApp

Электронная почта:

jcmotors@yandex.ru

Адрес:

г. Уфа ул. Аральская 23

Мы в соцсетях:

Всё про автосвет

Много чтения с картинками.

Опубликован: 10 февраля 2021

Изменен: 11 февраля 2021

Рубрика: Автосвет

Автор: Администратор

Много чтения с картинками.

У наших автолюбителей часто возникают вопросы о том почему после замены ламп свет не становится лучше. В данной статье мы постараемся максимально подробно описать что такое автосвет и какие бывают неисправности с ним связанные. Надеемся что эта статья поможет вам сделать выбор что же всё таки предпринять для улучшения освещения в вашем автомобиле.

Для начала разобьем статью на разделы:

  1. Введение с общими принципами.
  2. Типы отражателей ближнего света в фарах.
  3. Типы ламп и различия источников света
  4. Типовые неисправности и способы их устранения
  5. Дополнительные причины плохого света
  6. Заключение

Введение и общие принципы работы света.

Итак когда вы переводите переключатель света в положение ближнего света происходит следующее:

Подаётся управляющий сигнал на реле ближнего света фар которое в свою очередь подаёт напряжение по силовой цепи, либо сразу на лампы, либо на блоки розжига (в случае если у вас ксеноновые фары), либо на драйвер управления светодиодами на современной оптике.

Если всё хорошо то ваши фары включаются и, казалось бы, что ещё нужно? Но здесь начинается самое интересное: Фары включились, но яркость или направление света не удовлетворительно или практически отсутствует? Конечно, иначе вряд ли вы читали бы эту статью.

Дело в том что фары это сложное оптическое устройство, и даже самые простые рефлекторные отражатели довольно сложны и имеют несколько зон принципиально влияющих на количество направление и качественную заливку дороги светом.

У большинства фар ближнего света есть несколько составляющих:

  • Светотеневая граница (СТГ)
  • Источник света (Лампа или набор светодиодов) 
  • Стекло фары (иногда с рассеивателем, как на ваз 2107 его ещё называют рифленым стеклом )
  • Отражатель источника света
  • Корректор (механический, гидро или электрокорректор)
  • Вспомогательные средства (Омыватель, дворники фар)

Светотеневая граница

Это созданный отражателем контур света который необходим для разграничения света относительно зон дороги, например есть зона  подсветки дорожных знаков, обе обочины, центр дороги и верхняя граница света после которой нежелательно попадание света чтоб не слепить встречку.

Выглядит она примерно так: Отмечено пунктиром

Подъём вверх с правой стороны необходим для подсветки дорожных знаков и обочины. Кстати, в японии из-за направления движения, СТГ имеет подъем влево, поэтому покупая японские фары держите в уме что её необходимо будет развернуть.

У хороших оригинальных фар граница света и тени не бывает очень отчётливой, свет плавно переходит в тень, то есть СТГ размыта. Для чего это делается? На самом деле если светотеневая граница очень чёткая и хорошо просматривается то, непроизвольно, в процессе езды вы будете держать взгляд ровно по краю этой границы, в следствие чего возникает сильное утомление из-за постоянного движения глазных мышц. Механизм этого эффекта конечно несколько более сложен и затрагивает строение глаз и концентрацию внимания но вкратце происходит примерно то что мы описали. Чтоб вы больше концентрировались на самой дороге а не на том как далеко светят ваши «лазеры» производители намеренно размывают эту границу. 

Про СТГ мы ещё поговорим а теперь давайте продолжим

Источники света

Почему мы называем лампы источником света?

Суть в том что лампы или светодиодные элементы внутри фары нужно рассматривать именно как источник света. Лампа это просто лампа она или включена или выключена, светит или не светит. Но источник света имеет ещё дополнительный параметр как расположение внутри системы к которой он принадлежит. Это значит что установленная лампа должна быть в своем цоколе жестко зафиксирована в правильном положении. Что мы делаем с лампой? покупаем, вставляем в цоколь внутри фары подключаем к ней разъём питания и довольные едем дальше. Однако на этапе когда вы вставляете лампу необходимо предельно точно установить её внутри цоколя для того чтобы наш теперь уже источник света находился внутри отражателя там где он задуман быть. Невнимательные автолюбители слишком часто об этом забывают. По нашей личной статистике каждый второй наш клиент по регулировке фар банально вставил лампу криво. Из-за чего и приехал, ведь после замены ламп фары почему-то стали светить непонятно куда но не на дорогу. А суть происходящего опять же в разделе науки под названием оптика. Отражатель, будь то рефлектор, линза или рефлектор светодиодного модуля, создавался как формирователь определенного пучка пучка света со своими характеристиками Светотеневая граница, Граница яркого пятна света, боковая подсветка, зона для предотвращения самоослепления.

Как видите важно многое.

Какие бывают лампы и источники света?

Современные лампы разделяются на три вида

  • Галоген
  • Ксенон
  • Светодиоды

Каждый из видов имеет свои преимущества и недостатки.

Галоген — лампа накаливания такая же как у вас дома но для улучшения характеристик наполненная газом Галоген. Это просто и застрять на этом внимание не будем. Скажем лишь что они бывают в очень большом количестве различных цоколей: двухконтактные, трёхконтактные и даже 4 контактные. Например всем известный цоколь H4 для галогеновой лампы H4 c тремя контактами (общий провод и провода ближнего и дальнего света).

Ксенон — главное отличие от галогеновой в том что в ксеноновой лампе светится не нить накаливания, а сам газ ксенон. Он находится в специальной колбе внутри лампы и с двух сторон колбы подведены провода между которыми создаётся напряжение заставляющее газ двигаться, нагреваться и от того светится. Для того чтоб это произошло необходимо очень высокое напряжение которого нет в автомобиле, для решения этой проблемы у всех без исключения ксеноновых ламп есть напарник: преобразователь напряжения — так называемый блок розжига который из имеющегося в автомобиле низкого (12 или 24 вольта) создаёт высокочастотное высоковольтное (25 000вольт) напряжение для запуска и поддержки свечения газа.

Цоколей ксеноновых ламп тоже довольно большое количество однако из-за специфики лампы они применяются исключительно для работы ближнего света.

Интенсивность света ксеноновой лампы в разы выше чем у галогеновой поэтому её установка в отражатели рефлекторного типа запрещена законом. Это сделано для того чтобы нерадивые автовладельцы не слепили встречный транспорт. Но все мы знаем что этими правилами часто пренебрегают. Ослепление встречки происходит из-за несоответствия источника света и рассчитанным оптическими параметрами отражателя. Банальное смещение и сильное размытие светотеневой границы. Поэтому если хотите поставить ксенон, то из уважения к другим участникам движения озаботьтесь установкой линз. У линзы СТГ всегда постоянная независимо от типа лампы.

Светодиоды — в рамках данной статьи сложно рассказать о них довольно исчерпывающе но мы попытаемся. Итак светодиодные лампы это принципиально иной источник света в отличие от галогена и ксенона. Здесь хочется рассказать про изотропный и точечный источники света. Изотропные светят вокруг себя с одинаковой интенсивностью во все стороны, у точечных же есть определенный угол в котором они испускают максимальное количество света и угол в котором света нет вообще. Как это работает? Всё проще чем слово «изотропный». На самом деле светодиодная лампа конструктивно не может существовать без теплоотводящего элемента который как раз и исключает прохождение света. Для наглядности я немного нарисовал как это происходит:

Тут фото с рисунком точечного и изотропного источников

Так нафига собаке блин? Зачем была эта теоретическая выкладка?

Дело в том что светодиодные лампы и светодиодные модули это совершенно разные вещи.

Светодиодный модуль это сложная законченная система с драйвером, рассеивающей линзой или отражателем или и тем и другим или без того и другого но с рассчитанными оптическими характеристиками. 

Но светодиодные лампы так заботливо впариваемые под видом панацеи от всего, это совсем другое. Проблема светодиодных ламп в том что они созданы как замена тем самым изотропным галогену и ксенону. Но главная трудность в применении светодиода в том что он не может светить на 360 градусов находясь в точном соответствии с необходимым расположением внутри нашего отражателя. Что это значит разберём на примере: берём обычный рефлекторный отражатель с цоколем под галогеновую лампу Н7. и светодиодную лампу с цоколем Н7. Сравниваем лампы, у галогеновой лампы нить накаливания длиной и 0.5 мм толщиной, находится в прямой видимости со всех точек отражателя и соответственно светит во все стороны находясь в 1 точке относительно всей поверхности. Что мы видим на светодиодной лампе? Толщина «нити» 5 мм и длина тоже не соответствует длине нити накаливания галогеновой лампы. Плюс у светодионой лампы имеется слепая зона куда она светить не будет вообще либо будет светить очень мало. Итак наш новый источник света уже по всем параметрам не подходит в имеющуюся оптическую систему фары. В итоге после установки мы имеем такое отличие в четкости СТГ. Едем, слепим окружащих но сами при этом ничего толком не видим.

Тут фото с отличием СТГ у галогеновой лампы и светодиодной.

Стоит ещё отметить что интенсивность света у светодиодной лампы часто даже сильнее чем у ксеноновой, а значит даже без смещения источника света они всё равно будут слепить встречный транспорт. Не стоит тешить себя иллюзией что озвученные проблемы решаются регулировкой света. НИ РАЗУ не удалось грамотно отрегулировать свет после установки светодиодных ламп. А попыток было очень много и мы продолжаем это делать потому что есть спрос.

Корректор фары

Это довольно простое устройство внутри фары которое помогает регулировать высоту светотеневой границы. Это делается либо автоматически либо самим водителем при необходимости.

На корректор подаётся плюс минус и сравнительный сигнал с либо с датчика наклона задней оси либо с ползунка корректора в салоне автомобиля. Корректор в зависимости от сигнала толкает всю конструкцию отражателя либо вперёд либо назад тем самым изменяя высоту светотеневой границы.  На рисунке схематично показано как это происходит.

Рисунок

Думаю суть здесь проста и понятна и в дальнейшем раскрытии не нуждается.

Стекло фары

Здесь тоже всё довольно просто и понятно, стёкло предотвращает загрязнение внутренних механизмов фары и создаёт эстетический вид и пропускает свет. Нас интересует светопропускание стекла. Для очистки от грязи придумано 2 способа, это: омыватели фар которые мощными форсунками подают струю воды на стекло так чтоб отмыть загрязнения что не всегда конечно помогает. И уже как пережиток прошлого дворники фар, тут принцип ясен останавливаться не будем. 

Но помимо грязи и встречных насекомых, на стекло (которое на самом деле и не стекло а поликарбонат) воздействует утрафиолетовый спектр солнца и смена температур. В следствие этих факторов стекло зачастую становится мутным и перестаёт пропускать свет. Плюсом ко всему само становится рассеивателем СТГ. Бороться с этим можно заменой полировкой и бронированием фар.